У русичей и других славянских народов 28 января праздновали День
угощения домового. Сразу после ужина хозяйка дома оставляла за печкой
горшок с кашей, предварительно обложив его горячими углями. Это делалось для
того, чтобы к моменту появления домового (он приходил ровно в полночь)
каша не остыла и «заступник дома» мог насладиться горячей пищей.
Существовало поверье, что если оставить доброго помощника без угощения
в эту ночь, он очень легко может превратиться в лютого врага, и тогда
можно не рассчитывать на то, что год сложится удачно…
 | Где моя большая ложка? |
Этот праздник называли еще и Кудесами. Что это такое кудесы? В
некоторых славянских наречиях это слово обозначало бубны. Музыкальный
инструмент, симбиоз маленького барабана и колокольчиков. Праздник есть
праздник, а потому во многих семьях старались задобрить «запечника»
(именно там и жил домовой) плясками и песнями. Причем веселились от
души…
Если к нему с душой – поможет
Но суть сводилась к тому, что если к домовому относиться
по-человечески, то он обязательно поможет, убережет от беды как людей,
так и хозяйский скот. Особенно коров, к которым каждая хозяйка
относилась очень бережно, ведь буренка была зачастую настоящей
кормилицей. Никто не мог уберечь коров от порчи так, как добрый домовой…
Ведь домовой – никто иной, как один из детей бога Велеса, изначального
заступника славян. И дети его селились ближе к людям для того, чтобы им
во всем помогать. Тех, кто жил за печкой называли домовыми, кто
отправился в лес – лешими, добрых духов рек и озер – водяными, а тех,
кто готов подсобить человеку в поле – полевиками. Они, по примеру,
домовых, чаще всего появлялись в полночь, когда у человека,
задержавшегося в пути, от усталости слипались глаза. А полевики правили
их конями, не зря ведь люди замечали, что лошадь всегда найдет дорогу
домой. Впрочем, как и кот или собака. Но не сами же они по себе
находили дорогу, ими обязательно кто-то управлял…
Без ремня, но сурово
 | И кто придумал День угощения домового зимой? У полевика он - летом |
Но домовой был не только «охранником» дома и скота, он считался
неплохим воспитателем. Конечно, до физического наказания дело не
доходило, но нерадивым хозяевам домовой устраивал различные
неприятности: стучал по ночам, прятал вещи, ронял одежду и посуду...
Опять же, если в доме что-то пропадало, «суседушка» сам находил вора,
пробирался в его избу и из переднего угла начинал страшно выть, пока
лихоимец, не желая быть разоблаченным, не находил способа незаметно
вернуть похищенное. Обычно украденные вещи ночью подбрасывали во двор,
и тогда домочадцы говорили: «Суседушко постарался»… Подробности здесь.
В некоторых славянских племенах считалось, что домовой обязательно
заселяется в дом, как только тот будет готов. Другие полагали, что
«запечник» рождается из душ тех деревьев, из которых рубится изба. Ведь
деревья, как и люди, имеют души и после того, как бревно идет на
строительство, его душа остается тут же. Третьи вообще полагали, что
образ жизни домового практически ничем не отличается от человеческого:
он может жениться, заводить детей, а значит, плодить молодую поросль
для новых домов…
На чем переносили домового?
Бывали случаи, когда изба, например, после пожара становилась
неприспособленной к проживанию в ней. Рубилась новая изба, но домовой,
по представлению домочадцев, оставался на пепелище неприкаянным. И для
того, чтобы этого не произошло, его «брали» с собой на новоселье. Для
этого домового сажали либо в лапоть, либо на деревянную лопату, с
помощью которой сажали в печь хлебы…
Предполагалось, что домовой предсказывает будущее. Так, желая
предупредить о неприятностях, он скребется и возится в углах; дергая
женщину за волосы, намекает на то, что ей надо опасаться споров с
мужем. А если домовой проведет по щеке засыпающего хозяина мохнатой
лапой – можно ожидать богатства; теплой – к добру; холодной и шершавой
– к худу.
 | До угощения еще целый час и еще 50 минут |
Хочешь верь, хочешь – принимай
В наш век, постепенно выкарабкивающийся из атеистического неверия, в
существовании домовых уверен далеко не каждый. Как я всегда говорю,
пока это не касается человека впрямую, как тут,
ему, по большому счету, абсолютно безразлично. Но, если Иванов не верит
в третий закон Ньютона, то это не означает, что третий закон Ньютона
перестает существовать. За мою многолетнюю практику работы с
нетрадиционными видами энергетики доводилось неоднократно убеждаться в
том, что домовые – это вовсе не бабушкины сказки, как может показаться
на первый взгляд. Уместно привести такую историю.
Дело было в Риге, в начале 90-х годов прошлого столетия. Ко мне
обратилась жительница одного из старинных домов, стоящих на берегу
реки. Сказала, что в последнее время она, ее муж и оба сына часто и
тяжело болеют. Более того, она постоянно ощущает присутствие в квартире
какого-то существа, несущего явно отрицательную энергию. А несколько
раз ей даже удавалось «различить» это мохнатое существо. Заглянув в
квартиру, я убедился в том, что в словах хозяйки немалая доля правды.
«Оно» находилось на своем привычном месте: правда, не за печкой,
которую давно демонтировали, а на антресолях шкафа. Я указал на место
«лежки» и спросил: «Здесь вы чаще всего чувствуете «постороннего»?
Хозяйка удивилась: «А как Вы догадались?»
Голландцы чтили домовых Начал «вживаться» в ситуацию,
показалось, что женщина знает больше, чем рассказывает. Попросил ее
поведать историю дома. Она заметно оживилась: «Вы и это знаете? Я ведь
специально изучала легенду дома. Дело в том, что в XV веке в Ригу
приехало немало голландских семей, которые обосновались именно в этом
квартале. Недалеко от этого места одна из приезжих семей построила
временное жилье, в котором они разместились до того момента, пока не
будет отстроен новый дом. Своего домового они везли из самой Голландии,
он им постоянно давал знать о себе.
Дела на новом месте пошли очень хорошо. Хозяин был искусный портной,
хозяйка в мастерстве кройки и шитья мало в чем уступала супругу. От
заказов отбоя не было, что позволило отстроить новый дом относительно
быстро. Но домового они прихватили не с помощью лаптя или лопаты, а
пошили для него роскошную подушечку для иголок, куда воткнули несколько
из них.
– Мы об этом узнали случайно, – продолжала хозяйка. – Мой дед, а этот
дом принадлежал ему, однажды вздумал сломать и убрать старый камин.
Когда кирпичи начали разбивать, наткнулись на эту подушечку с иголками.
Дед хотел их выкинуть (к портновскому делу он никакого отношения не
имел), а бабушка его отговорила, она смекнула, что эта подушечка не
случайно была замурована в кирпичи камина…
 | Ну вот: поели, можно и поспать! |
Никогда не выкидывайте реликвииСловом, до определенного момента подушка с иголками была нашей семейной
реликвией. А однажды мой муж наводил без меня порядок и выкинул подушку
вместе с иголками. Вот с тех пор мы и болеем, а «оно» время от времени
нас пугает. Как будто чего-то требует.
– Если бы вы выкинули абсолютно все иголки вместе с подушкой, домовой
навсегда исчез бы из вашего дома. Но ваш муж оставил себе, как минимум
одну иголку, и «ему» приходится разрываться между двумя домами…
Позвали мужа. Пусть и не сразу, но он вспомнил, что одну иголку он,
действительно, сохранил и понес ее показывать сослуживцам на работе:
мол, такими были швейные принадлежности в XV веке. Выкинуть иголку ему
не дали, она до сих пор хранится в ящике его рабочего стола…
Когда иголку вернули на место, в квартиру, домовой перестал тревожить
жильцов. А вскоре они перестали болеть. А все потому, что поток
негативной энергии исчез… Какую же кашу любят домовые в День своего угощения? Любую! Ту, что едят
хозяева. Главное, чтобы подношение было выполнено с любовью. Но не
расстраивайтесь, если поутру обнаружите, что домовой так и не
притронулся к каше. Это другие, так называемые полевые формы жизни, так
что кашей они не питаются. Для них важен не вкус угощения, а внимание… http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-24512/
|